LPD-форум: безлицензионные радиостанции + Си-Би + "китайцы"
  · Наш магазин - здесь · Продажа Си-Би · LPD Vector · LPD & PMR Midland · Рейтинги · Частоты · FAQ
  · Копилка · Модификации · Инструкции, схемы, софт · DX-Группа · Клубный форум · Основной форум
На сайте: гостей - 44,
участников - 2 [ Vlavic, Evpator]
 · Начало · Статистика · Поиск · Регистрация · Правила ·
 LPD-Форум —› CB - гражданская радиосвязь —› Обзор трансивера GX300
Автор Сообщение
Top Secret
Участник
Offline3.0
с ноя 2006
Москва
Сообщений: 1749

Дата: 25 Окт 2008 12:02:14 · Поправил: Top Secret #  

Александр Соколов

ОБЗОР

трансивера GX300

По заказу

ООО «Оптим-Связь»

Москва, 2008 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.

1. ВВЕДЕНИЕ 3
2. ИНФОРМАЦИЯ О МОДЕЛИ И СИТУАЦИЯ ВОКРУГ НЕЁ 5
3. УПАКОВКА 10
4. ВНЕШНИЙ ВИД 11
5. КОНСТРУКЦИЯ, ПЕЧАТНАЯ ПЛАТА, ЭЛЕМЕНТНАЯ БАЗА 13
6. ТАНГЕНТА 15
7. СХЕМОТЕХНИКА ОСНОВНЫХ УЗЛОВ 17
8. МЕНЮ И ОСОБЕНОСТИ ФУНКЦИЙ 25
9. РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТИРОВАНИЯ 25
10. ДОСТОИНСТВА 27
11. НЕДОСТАТКИ 27
12. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28


1. ВВЕДЕНИЕ

1.1. В настоящем обзоре рассматривается образец мобильного СиБи трансивера модели GX300 (Рис. 1), произведённого корейской компанией TTI Tech Co., Ltd.
1.2. Изделие было передано автору 10.01.2008 г. курьером ООО «Оптим-Связь».
1.3. При получении изделие находилось в фирменной упаковке и было снабжено следующим комплектом принадлежностей:
– трансивер GX300 S/N 70700120, 1 шт.,
– шнур питания, 1 шт.,
– гарнитура MC-502B, 1 шт.,
– винты-барашки, 2 шт.,
– кронштейн монтажный (пластмассовый), 1 шт.,
– винты, 4 шт.,
– брошюра "Instruction Manual" на английском языке, на 12-ти страницах, 1 шт.,
1.4. Трансивер не имел дефектов внешнего вида, находился в работоспособном состоянии и по умолчанию обеспечивал следующие основные технические характеристики:
— рабочие частоты, МГц 26.965 – 27.405
— количество каналов (сеток) 40 (1)
— вид модуляции АМ
— выходная мощность передатчика, Вт 4
В тот же день автором от ООО «Оптим-Связь» был получен по электронной почте zip-файл объёмом 240 кб, содержащий принципиальную электрическую и монтажную схемы трансивера и его Part-List на 263 позиции.




Рис.1. Мобильный трансивер GX300.

2. ИНФОРМАЦИЯ О МОДЕЛИ
И СИТУАЦИЯ ВОКРУГ НЕЁ

Мобильный трансивер GX300 можно назвать секретным изделием двойного назначения. Конечно, это шутка, тем не менее, – почему «секретным» и «двойного»?
Двойное назначение обусловлено тем, что GX300 может работать в двух диапазонах частот – австралийском гражданском и австралийском морском.
Для СиБи в Австралии выделена сетка из 40 каналов в полосе частот 26.965 – 27.405 МГц . Нетрудно заметить, что это те же частоты (Таблица 1), которые разрешены к применению Европейской конференцией почт и электросвязи (CEPT) и широко используются в Европе, а также во многих странах мира. В России упомянутую сетку принято называть «центральной» и обозначать её буквой «С» (Yosan, Maycom, MegaJet), «D» (Alan, Intec) или «E» (Dragon).

Таблица 1

ЧАСТОТЫ АВСТРАЛИЙСКОГО ГРАЖДАНСКОГО ДИАПАЗОНА 27 МГц.

В Австралии на СиБи разрешено работать только в режимах АМ (А3Е) и SSB (J3E) мощностью не более 4 Вт. СиБи связью оснащён почти весь автотранспорт: грузовики и трейлеры, топливозаправщики и рефрижераторы, такси и внедорожники, самосвалы и перевозчики скота.
Особую группу пользователей составляют водители-дальнобойщики, работающие на австралийских автодорожных поездах «Роуд трейн» и снабжающие всё западное побережье. Поезд состоит из 3-4 двухэтажных прицепов общей длиной 50-70 метров и крепко стоит на 72-100 колесах. Мощный тягач способен тянуть до 500 тонн груза. Эта громада несётся со скоростью 120 км в час и на его пути лучше не попадаться – тормозная дистанция составляет около километра.
А вокруг «off road» – ни населенных пунктов, ни железных дорог, только сотни тысяч квадратных километров раскалённых солнцем песка, камней и одинокий щит, предупреждающий, что следующая заправка будет через 1100 км. Если техника подведёт и машина остановится, то без радиосвязи водитель обречён на верную гибель среди выжженной пустыни.
2.2. Австралийский морской диапазон 27 МГц почти примыкает к СиБи и занимает полосу частот 27.680-27.980 МГц, где имеются 10 АМ каналов (Таблица 2). Их применяют для связи в прибрежных водах, акваториях портов, озёрах и реках. Морская рация обязательно имеется на любом катере, яхте, водном такси, прогулочном или рыболовецком судне. В необходимых ситуациях эти частоты используют и крупные корабли, паромы, буксиры, портовые, гидрографические и спасательные службы.

Таблица 2

ЧАСТОТЫ АВСТРАЛИЙСКОГО МОРСКОГО ДИАПАЗОНА 27 МГц.


На январь 2008 г. в Морском Регистре Австралии было зарегистрировано 10 тысяч активных судов, имеющих длину корпуса свыше 24 м. Более мелкие суда не подлежат обязательной регистрации, поэтому их количество вообще никто не подсчитывал. Согласно требованиям безопасности любое судно, отплывающее от берега дальше 2 миль, обязано иметь на борту морскую рацию (мобильный телефон не признаётся средством связи).
Как сообщают австралийские источники, новый трансивер GX300 понравился судоводителям маломерного флота, поэтому его продажа осуществляется весьма успешно. Трансивер обеспечивает уверенную связь между судами, находящимися на удалении 10-15 миль. Несмотря на то, что показатель дальности в два раза уступает 25 Вт трансиверам морского диапазона 156,050-162.025 МГц, в большинстве случаях такая связь вполне себя оправдывает. Кроме того, оборудование на 27 МГц существенно дешевле и для его использования оператору не требуется наличия сертификата MROVCP.
Модификации трансивера GX300, “прошитые” на нестандартные частоты, поставляются на экспорт в Новую Зеландию (26/27 МГц), Южно-Африканскую республику (27/29 МГц), другие страны региона, а также Америку и Европу.
2.3. Наконец, о «секретности».
Согласитесь, странно выглядит ситуация, когда на официальном сайте TTI полностью отсутствует информация о производимом продукте.
Если же открыть одну удивительную страницу , то перед нами предстанет непонятный фотоснимок: фрагмент какого-то радиоустройства с логотипом «GME», залепленный обрывком бумаги (Рис. 2).



Рис. 2. Загадочная страница на сайте компании TTI Tech Co., Ltd.

Глядя на такое непотребство, возникает мысль об оплошности администратора сайта. Однако возможно, что за этим скрывается следующая коллизия: компания GME потребовала от TTI не размещать на своём сайте информацию о модели GX300. TTI подчинилась, однако, желая выразить недовольство, выложила несимпатичное фото с аббревиатурой GME.
Данный логотип (Рис. 3) принадлежит крупной австралийской компании GME Electrophone, являющейся лидером на рынках навигационного и коммуникационного оборудования на территории всего Азиатско-Тихоокеанского региона и даже мира.



Рис. 3. Варианты графического логотипа (товарного знака) компании GME Electrophone.

Компания GME основана в 1950 г., её головной офис расположен в Сиднее, сайт находится по адресу http://www.gme.net.au/. В настоящее время фирма работает по многим направлениям, связанным с разработкой, производством и эксклюзивной дистрибуцией различного оборудования. Вот лишь некоторые из этих направлений:
– наземные и морские радиостанции,
– судовые AM/FM стерео приёмники и CD/MP3 плееры,
– радио- и телевизионных антенны,
– телефонные системы внутрисудовой связи,
– судовая акустика (дополнительные и рупорные динамики, стереоколонки),
– телеметрическая аппаратура,
– аварийные радиобуи и радиомаяки,
– разработка программного обеспечения,
– GPS-оборудование американской фирмы Garmin,
– телевизионное оборудование под брендом Kingray (фильтры, диплексёры, сплиттеры, усилители, инжекторы, модуляторы, источники питания).
Стиль компании – значительные инвестиции в технологию производства, передовые разработки в области дизайна, требовательный контроль качества продукции, тесное сотрудничество с ведущими мировыми производителями телекоммуникационного оборудования, инновации в обслуживании клиентов. Все производственные мощности компании сертифицированы на соответствие требованиям международных стандартов ISO9001.
Более полугода трансивер GX300 продаётся на площадках электронной коммерции Австралии и Новой Зеландии, по средней цене 150 AU$, успешно конкурируя со следующими моделями радиостанций австралийского гражданского и австралийского морского диапазона 27 МГц:
– GX294 (10 морских каналов),
– ТХ822 (40 каналов СиБи),
– ТХ835 (40 каналов СиБи),
– Uniden MC 2800 (10 морских каналов),
– Axix MA2710 (10 морских каналов),
– Navman MCB 7270 (10 морских + 40 СиБи каналов).
Перечисленные трансиверы представлены на Рис. 4. Один из них (ТХ822) широко известен в России под маркой Dragon-407MK4. Однако это отнюдь не аналог, выпускаемый под другим брендом. В GME-версии отсутствует режим FM и применяется процессор с другой «прошивкой»: вместо аварийного канала CH9 запрограммирован СН8 – вызывной канал австралийских дальнобойщиков.




Рис. 4. Основные модели трансиверов СиБи и 27 МГц морского диапазона на австралийском рынке:
1 – Axix MA2710; 2 – GX294; 3 – Navman MCB 7270; 4 – ТХ835; 5 – ТХ822.

3. УПАКОВКА

Радиостанция упаковывается в красочно оформленную картонную коробку (Рис. 5), на которой нанесена следующая текстовая и графическая информация: наименование товара, его изображение (чёрный и белый варианты корпуса), иллюстрации практического применения изделия на борту автомобильного и морского транспортного средства, краткий перечень функциональных возможностей, название фирмы-производителя и штрих-коды.
Внутри коробки располагаются картонные вкладыши для укладки трансивера и его принадлежностей.



Рис. 5. Упаковочная тара трансивера GX300.



4. ВНЕШНИЙ ВИД

Для подавляющего большинства российских пользователей дизайн трансивера GX300 покажется весьма непривычным, свежим и наверняка вызовет неподдельный интерес. Примерно так же люди реагируют на радиостанцию Cobra 75WXST, которая выполнена в форме и размерах обычной тангенты.
В качестве примера достаточно сравнить GX300 с широко известным и популярным трансивером Maycom НМ-27D (Рис. 6).


Рис. 6. Сопоставление GX300 и с традиционным дизайном Maycom НМ-27D.


Внешний вид GX300 выдержан в стилистике радиостанций международного морского VHF диапазона (Рис. 7): компактный дизайн, хорошая эргономика, большой легко читаемый ЖК-дисплей, элементы герметизации.



Рис. 7. Трансиверы морского диапазона 156,050-162.025 МГц:
1 - Standard GX2350; 2 - Icom IC-M402; 3 - Navicom RT-450DSC (модификации).

Уменьшенные размеры и вес станции, механическая прочность и пылевлагозащищённость её корпуса и гарнитуры позволяют не предъявлять никаких особых требований к местам установки.
Подсвечиваемые кнопки управления, информативный и большой (55х30 мм) ЖК-дисплей (Рис. 8) позволяют комфортно работать при любом внешнем освещении.



Рис. 8. Ночной дизайн GX300.

На задней панели трансивера (Рис. 9) расположены:
– гнездо [ANTENNA] типа PL (SO-239) для подключения антенны,
– гнездо [EXT] (3,5 мм) для подключения внешней акустической системы или головных телефонов,
– ввод шнура питания. Шнур имеет длину 1,8 м, снабжён 2-pin разъёмом и держателем для предохранителя на номинальный ток 2 А,
– самоклеющийся стикер со следующей информацией: тип изделия, его серийный номер, название страны изготовления, знак соответствия продукции требованиям российских ГОСТов (логотип «Ростеста» с кодом органа сертификации – РОСС МЕ63), знак соответствия требованиям австралийского департамента связи (логотип «Australian Communications Authority – «класс №9»).



Рис. 9. Вид задней панели.

5. КОНСТРУКЦИЯ, ПЕЧАТНАЯ ПЛАТА,
ЭЛЕМЕНТНАЯ БАЗА

Поскольку изначально прототип GX300 разрабатывался в морском варианте, то все особенности конструкции этой модели следует оценивать с позиций специализированного оборудования. Например, если производитель гарантирует соответствие трансивера стандарту IP55, то это означает, что аппарат защищен:
– от мелкодисперсной пыли частично,
– от водяных струй под небольшим давлением со всех сторон.
Необходимо признать, что ни одна обычная мобильная СиБи радиостанция не способна выдержать такие испытания и будет быстро выведена из строя.
Корпус трансивера (Рис. 10) состоит из двух частей, внутри каждой из которых установлена печатная плата с радиоэлементами. На передней плате смонтирован электронный узел управления, а на задней приёмо-передающий тракт. Передняя часть корпуса изготовлена из ударопрочного полистирола толщиной 4,5 мм, задняя литая из металлического сплава и используется в качестве эффективного теплоотвода для мощных транзисторов и микросхемы УМЗЧ.





Рис. 10. Вид трансивера GX300 изнутри.

По всему периметру прилегающей поверхности корпуса имеется канавка с уложенной в неё уплотнительной прокладкой круглого сечения из резиноподобного полимера. Концы прокладки заделаны с взаимным перекрытием и проклеены герметиком. При сборке трансивера происходит соединение межплатного разъёма, после чего корпус стягивается семью винтами, снабженными герметизирующими шайбами.
Другие зоны возможного проникновения влаги также выполнены в особом исполнении. Например, ввод шнура питания залит герметиком, антенный разъём применен типа SO239D – с глухим центральным гнездом, разъём для подключения внешнего громкоговорителя снабжен двойной силиконовой заглушкой, толкатели кнопок и оси переменных резисторов имеют соответствующую заделку.
Герметичность аппарата со стороны передней панели обеспечивается применением влагоустойчивого громкоговорителя с полипропиленовым диффузором (Рис. 11), который не только не боится воды, но и препятствует её попаданию внутрь корпуса.



Рис. 11. Громкоговоритель с полипропиленовым диффузором.

Наиболее уязвимым местом является, расположенное на передней панели, микрофонное гнездо типа RJ-6P6C, ниже которого имеется щель шириной 3 и протяжённостью до 20 мм, через которую вода легко может попасть внутрь трансивера. Не случайно разработчик, гарантировав степень защиты изделия IP55, предупреждает: «less connectors» (кроме разъёмов). Чтобы хоть как-то предотвратить попадание воды в микрофонное гнездо, на шнуре тангенты предусмотрели резиновую
Top Secret
Участник
Offline3.0
с ноя 2006
Москва
Сообщений: 1749

Дата: 25 Окт 2008 12:12:54 · Поправил: Top Secret #  

которая при эксплуатации трансивера должна быть вплотную придвинута к передней панели.
Вся элементная база трансивера произведена в Корее, Японии, КНР и Тайване. Судя по Part-List, подавляющее число РЭК изготовлено такими известными и надёжными компаниями, как Samsung, Sanyo, Toshiba, Philips, Atmel, KEC, Pohm, ST, CTR, Daewoo.
Все РЭК позиционированы с прецизионной точностью, паяные соединения выполнены качественно, печатная плата хорошо очищена и промыта (имеются незначительные следы канифоли в местах ручной допайки), головки винтов и гайки с целью предотвращения от раскручивания законтрены лаком.
Конечно, по уровню исполнения модель GX300 далеко не дотягивает до профессиональной аппаратуры военного или коммерческого назначения (хотя бы потому, что не соответствует требованиям стандарта MIL-STD 810 C, D, E). Тем не менее, трансивер сделан достаточно добротно и вполне способен выполнять возложенные на него функции: обеспечивать связь в экстремальных условиях при минимальной стоимости оборудования.

6. ТАНГЕНТА

Трансивер GX300 комплектуется тангентой (коммуникатором) типа AMC-502В (Рис. 12). На передней стороне тангенты расположены:
– кнопки [] и [] для переключения каналов вверх и вниз,
– «горячая» кнопка [Pri] для прямого доступа в вызывной канал,
– акустическое отверстие электретного микрофона.
На задней стороне имеется металлический «грибок» для фиксации тангенты в держателе.



Рис. 12. Тангента AMC-502В.

Тангента имеет средние размеры, удобно лежит в ладони и позволяет легко пользоваться ею любой рукой, причём как при нижнем, так и при верхнем варианте креплении трансивера в салоне автомобиля.
Во всех местах сочленения элементов корпуса тангенты имеются герметизирующие резиновые уплотнители, места стыков уплотнителей обработаны пластичным силиконовым герметиком. С особой тщательностью выполнена влагозащита узла соединения протектора клавиши РТТ с корпусом (Рис. 13). Механика клавиши и функционирует хорошо, обеспечивая короткий ход с чётким нажатием, щели, заедание или люфт отсутствуют. То же самое можно сказать и о кнопках. Крепление частей корпуса тангенты осуществляется не двумя-тремя винтами, как в большинстве СиБи тангент, а шестью. Перечисленные особенности позволяют надеяться на длительную безотказную работу этого важного аксессуара.
К трансиверу тангента подключается с помощью 6-pin телефонного штекера типа RP-6P6C, снабженного резиновой заглушкой, плотно закрывающей разъёмное соединение от брызг воды.
Схемотехнически коммутация тангентой режимов RX-TX реализована с помощью электромагнитного реле, расположенного в самом трансивере, что в целом способствует значительному повышению отказоустойчивости всего трансивера. Кроме того, такое решение позволяет удалить из микрофонного шнура выходные цепи УМЗЧ, чем устраняется вероятность самовозбуждения модуляционного тракта и обеспечивается возможность прослушивания эфира без тангенты .



Рис. 13. Водозащищенный протектор кнопки РТТ.





7. СХЕМОТЕХНИКА ОСНОВНЫХ УЗЛОВ

Электрическая принципиальная схема радиостанции, изображенная на файле GX300schematic.pdf датирована 18 октября 2006 г. На штампе чертежа изделие обозначено как "28 MHz MARINER CB". Там же имеется фраза "DESIGNED BY YH.KIM.", что переводится как "Разработано Yong Hwa Kim". Более конкретно авторство установить не удалось, поскольку это имя в Корее очень распространённо и компаний с таким названием достаточно много.
Специфический стиль графического исполнения чертежа, применение радиоэлементов, нетрадиционных для СиБи трансиверов, своеобразная нетипичная реализация многих узлов, большое количество оригинальных решений и минимальное заимствование схемотехники от других моделей позволяют сделать однозначный вывод, что модель GX300 была разработана "с нуля", причём специалистами высокой квалификации.
Узел управления. Для управления всеми режимами трансивера используется 84-pin микроконтроллер (IC4) типа W742E81a (Рис. 14). Эта 4-х разрядный CPU с развитой системой команд, встроенным драйвером для управления ЖК-дисплеем и пониженным энергопотреблением (менее 0,9 мА), разработанный фирмой Winbond Electronics Corp . Работа микроконтроллера тактируется от внутреннего генератора, частота которого стабилизирована кварцевым резонатором на 4,194 МГц (Х3).
В процессе идентификации микроконтроллера были обнаружены некоторые противоречия:
– внешне микроконтроллер выглядит как бескорпусная ИС герметизированная компаундом;
– на электрической схеме трансивера микроконтроллер изображен как 84-pin ИС, у которой 35 портов не задействованы (изделие специализировано для применения в телефонной аппаратуре);
– в Datasheet содержится информация, что микроконтроллер W742E81a выпускается в 100-pin миниатюрном корпусе QFP (Quad Flat Pack).
На микросхеме KIA 7270АТ (IC7a) собран сторожевой таймер, формирующий команду RESET для сброса системы при зацикливании.
Для долговременного хранения данных о пользовательских установках применена микросхема ПЗУ (IC5) с электрической записью и стиранием (EEPROM) типа АТ92С46DN-SH-B фирмы Atmel, которая подключена к CPU по двухпроводному последовательному интерфейсу передачи данных (I2C).
На трёх элементах счетверённой микросхемы компаратора IC6 (A-C) собран преобразователь «напряжение-код» для передачи команд UP, DOWN, PRI с тангенты на CPU по одному проводу (Рис. 15). Подобный принцип управления встречается в СиБи трансиверах не часто (например, в Maycom ЕМ/НМ-27D и Mirai Giant) и позволяет расширить функциональность тангенты, не увеличивая количества проводов в шнуре коммуникатора.


Рис. 14. Узел управления трансивера GX300.


Рис. 15. Преобразователь «напряжение-код».

Синтезатор частоты (PLL). В трансивере используется отдельный синтезатор частоты (IC1) с внешним цифровым управлением (Рис. 16) на 24-pin микросхеме LC7152NM с опорным кварцевым генератором на 4,5 МГц (X1). Это надёжная микросхема, разработанная японской фирмой Sanyo в середине 90-х годов, до сих пор широко применяется в радиостанциях и радиотелефонах для генерации сетки частот в диапазоне 1,5…55 МГц. Транзистор Q11 играет роль буферного каскада в цепи ФАПЧ.


Рис. 16. Синтезатор частоты.

ГУН выполнен на транзисторе Q7, катушке индуктивности Т3, сопутствующих пассивных RC элементах и варикапе D5 входит в систему ФАПЧ (Рис. 17). На транзисторе Q6 собран буферный усилитель, уменьшающий дестабилизирующее влияние последующих каскадов.
Сдвиг частоты ГУНа осуществляется электронными ключами Q9 (RX) и Q10 (TX), которые коммутируют на землю соответствующие «холодные» выводы контура. Такое решение применяется в СиБи трансиверах впервые, и оно способствует повышению стабильности частоты. До этого сдвиг частоты производился путём подключения дополнительного конденсатора на «горячий» вывод контура.

Рис. 17. Узел ГУНа.

Приёмный тракт. На входе приемного тракта (Рис. 18) установлен одиночный резонансный контур Т4 с трансформаторной связью. Транзисторный ключ Q8 и конденсатор С70 корректирует настройку контура в нижнем диапазоне принимаемых частот (на схеме не показаны).


Рис. 18. Схема преселектора и УВЧ.

УВЧ выполнен на биполярном транзисторе Q17, включённом по схеме с «общей базой», который нагружен на полосовой фильтр, состоящий из резонансных контуров Т5-Т6. Для улучшения селективности связь между контурами сделана ниже критической – с помощью конденсатора С83 номинальной ёмкостью 1 пФ. Точная перестройка контура по диапазонам производится с помощью варикапа D12, который управляются сигналом от CPU.
1-й преобразователь частоты (Рис. 19) построен по балансной схеме на полевых транзисторах Q19, Q20 типа 2SK211Y. Напряжение 1-го гетеродина подаётся в цепь истоков. Фильтрация 1-й ПЧ (10,695 МГц) осуществляется кварцевым фильтром 10L08A (Fil1).



Рис. 19. 1-й преобразователь
.
Выделенный сигнал 1-й ПЧ поступает на базу транзистора Q21, являющегося 2-м преобразователем частоты (Рис. 20). Туда же подаётся напряжение 2-го гетеродина, который собран на транзисторе Q22 и кварцевом резонаторе Х2 (10,240 МГц). Сигнал 2-й ПЧ частотой 455 кГц выделяется на контуре Т8 и отфильтровывается пьезокерамическим фильтром CF1 типа CFW455HT.
Далее сигнал усиливается трёхкаскадным УПЧ (Рис. 21) на транзисторах Q23–Q25. Нагрузкой последнего каскада является трансформатор Т9, с вторичной обмотки которого сигнал поступает на АМ детектор, реализованный на диодной сборке D14, состоящей из двух диодов Шоттки типа RB706D.



Рис. 20. Смеситель и гетеродин 2-го преобразователя.




Рис. 21. Узел детектирования АМ сигналов.

В трансивере применяется двухпетлевая задержанная система АРУ усиленного типа (Рис. 22). Первая петля охватывает входной аттенюатор, УВЧ, 2-й преобразователь частоты и усилитель 2-й ПЧ. Вторая петля воздействует на сигнальную цепь 1-й ПЧ.


Рис. 22. Фрагмент второй петли АРУ.

УМЗЧ выполнен на интегральной микросхеме TDA2003 фирмы ST (IC2) к выходу которой включён выходной (он же модуляционный) трансформатор L11 (Рис. 23). Через диод D19 подаётся питание на выходные каскады передатчика.



Рис. 23. Усилитель мощности звуковой частоты.

Передатчик. На транзисторе Q5 собран удвоитель частоты (Рис. 24), нагрузкой которого является резонансный контур Т1. Применение полосового фильтра в данном случае не рационально, учитывая достаточно узкий диапазон трансивера. Далее следует каскад предварительного усиления на транзисторе Q3.
На транзисторе Q2 собран драйвер выходного каскада, а на транзисторе Q1 оконечный каскад передатчика (Рис. 25). Пройдя через 4-х звенный фильтр гармоник, сигнал поступает на антенный разъём.


Рис. 24. Промежуточные каскады передатчика



Рис. 25. Выходные каскады передатчика.

Цепи питания. Параллельно терминалу питания JP1 установлен шунтирующий диод D20, защищающий трансивер от неправильного подключения источника, затем следует двухзвенный LC-фильтр от проникновения высокочастотных (L13) и импульсных (L12) помех (Рис. 26).
На транзисторах Q36-Q38 собран электронный ключ коммутации питания, который управляется выключателем PWR, совмещенным с регулятором громкости VOLUME. Такое построение схемы продлевает ресурс выключателя, поскольку позволяет резко уменьшить ток, протекающий по его контактам. Одновременно узел Q36-Q38 работает как ограничитель (стабилизатор) напряжения питания, максимальный уровень которого выставляется переменным резистором RV3. Таким образом, можно говорить о наличии в трансивере функции защиты от ограниченных по времени скачков напряжения (перенапряжения), что в СиБи встречается крайне редко. Производитель гарантирует нормальную работоспособность аппарата в диапазоне питающих напряжений 10,8-15,2 В (номинальное 12,6 В).
На транзисторе Q34 собран параметрический стабилизатор напряжения +9 В для питания приёмного тракта трансивера и цело ряда других узлов.
На микросхеме IC3 реализован интегральный стабилизатор напряжения +5 В для питания CPU, EEPROM и узла управления на микросхеме IC6.
Схема подсветки ЖК-дисплея включает в себя 10 светодиодов (D24-D33) оранжевого цвета и ключа на транзисторе Q49, который управляется процессором, что обеспечивает возможность менять яркость подсветки (2 уровня).



Рис. 26. Фрагмент входных цепей питания.


8. МЕНЮ И ОСОБЕНОСТИ ФУНКЦИЙ

8.1. Из доступных позиций меню в трансивере имеется возможность переключения на каналы морского диапазона. Для этого необходимо нажать кнопку [Pri] и включить трансивер ручкой [OFF/VOLUME]. После этого на экране ЖК-дисплея должен появиться номер приоритетного морского канала 88 и надпись Safety. Переключение каналов осуществляется теми же кнопками, что и в гражданском диапазоне по кольцу: 88-90-91-94-96-98-86-82-72-68-88.
Измерения показали, что частоты, запрограммированные в тестируемом экземпляре, не являются каналами австралийского морского диапазона 27,680–27,980 МГц, а располагаются несколько выше – в интервале 29,880–30,030 МГц, что соответствует морскому диапазону ЮАР.
8.2. В меню доступна также функция изменения яркости подсветки ЖК-дисплея. Для уменьшения/увеличения яркости необходимо нажать кнопку [] / [] и включить трансивер ручкой [OFF/VOLUME].
8.3. Из недокументированных возможностей следует отметить режим программирования Pr, вход в который происходит при включении трансивера ручкой [OFF/VOLUME] с предварительно нажатой комбинацией кнопок [Pri + DW]. Экспериментально установить процедуру программирования не удалось.
8.3. Особенностью функции DW является то, что при её активации происходит мониторинг не двух произвольно выбранных каналов, а выбранного канала с приоритетным каналом (8 на СиБи, 88 на морском диапазоне).
8.4. При включении приоритетного канала кнопкой [Pri] программно блокируются функции SCAN и DW.
8.5. В процессе сканирования каналов в динамике слышен треск с частотой сканирования.

9. РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТИРОВАНИЯ

10.1. Проверка основных технических характеристик трансивера GX300 подтвердила, что они соответствуют заявленным:
– реальная чувствительность приёмника составляет не хуже 0,6 мкВ (по паспорту -110 дБм при соотношении сигнал/шум 12 дБ (SINAD) и 30%-ной модуляции);
– выходная мощность передатчика составляет 4 Вт.
10.2. Оценка качества работы трансивера GX300 осуществлялась субъективно-статистическим методом, а именно:
– в режиме передачи (ТХ) путем сбора и анализа информации, представленной другими операторами во время проведения двухсторонних связей в эфире,
– в режиме приема (RX) путем непосредственного сравнения с трансиверами других распространенных моделей (Alan, Maycom и Yosan), взятыми в качестве эталонных образцов.
10.3. Сеансы радиосвязи проводились с использованием комплекта оборудования, состоящего из стабилизированного блока питания (13,8 В), усилителя мощности (100 Вт) и балконной антенны типа «вертикальный диполь».
10.4. Автором было проведено 48 тестовых радиосвязей с тремя категориями пользователей гражданского диапазона:
– водителями-дальнобойщиками, которые работ
Реклама
Google
NeON79
Участник
Offline2.1
с фев 2008
Киев. UA034
Сообщений: 304

Дата: 25 Окт 2008 12:13:02 #  

Top Secret
А чего без картинок?
Top Secret
Участник
Offline3.0
с ноя 2006
Москва
Сообщений: 1749

Дата: 25 Окт 2008 12:45:34 · Поправил: Top Secret #  

– водителями-дальнобойщиками, которые работают в АМ;
– прочими водителями, которые работают в FM;
– радиолюбителями, которые работают с базы в FM (иногда в SSB).
Все операторы находились в Москве и на севере Подмосковье на удалении приблизительно от 0,5 до 23 км.
Как правило, перечисленные пользователи, обладают достаточно большим опытом работы в эфире, поэтому их мнению можно доверять. Результаты тестов приведены в Таблице 3.

Таблица 3
ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА МОДУЛЯЦИИ ТРАНСИВЕРА GX300

№№
п.п. Категория пользователей Кол-во, чел. Оценка качества модуляции
«Хорошо» «Отлично»
1 Водители-дальнобойщики 16 1 15
2 Прочие водители 13 3 10
3 Радиолюбители на базе 21 7 14
4 ВСЕГО 50 11 39

Многие операторы выражали удивление относительно очень высокого качества АМ сигнала, а некоторые даже отмечали, что для СиБи радиостанций такая отличная модуляция является редкостью.
Действительно, в модуляции GX300 отсутствуют такие режущие слух особенности, как бубнение, зажатость сигнала, заметные нелинейные искажения. Верхние частоты спектра не завалены и очень детальны, уровень сигнала оптимален.
10.6. Общая оценка качества звукового сигнала в режиме приёма – "хорошо". Присутствует ощущение эфира, звук из динамика чистый и разборчивый, какие-либо заметные на слух искажения сигнала или резонансные явления конструкции не отмечены.

10. ДОСТОИНСТВА

Ключевым достоинством трансивера GX300 является его особое конструктивное исполнение, повышающее живучесть изделия в экстремальных условиях эксплуатации. В качестве плюсов можно также отметить целый ряд других особенностей этой модели. Конечно, они не равноценны по своей значимости и в различном сочетании могут присутствовать в других моделях СиБи радиостанций, тем не менее, их следует упомянуть:
– высокое качество сборки,
– эргономичный дизайн,
– компактные размеры,
– применение передовых технологий,
– хорошие параметры передающего тракта,
– хорошие параметры радиоприёмного тракта,
– наличие функции мегафона,
– удлинённый шнур питания,
– наличие сигналинга при включении трансивера, при нажатии кнопок,
– наличие функции сканирования,
– удобная, надёжная тангента,
– фронтально расположенный громкоговоритель,
– отсутствие «пораженных» частот приема,
– мгновенный прямой доступ к запрограммированному производителем каналу,
– наличие функции двойного приёма,
– наличие защиты от переполюсовки и превышения напряжения питания,
– плавность регулировки системы шумоподавления,
– эффективный отвод тепла от оконечного транзистора передатчика,
– возможность различных вариантов установки в кабине,
– увеличение скорости переключения каналов при длительном (более 3-х секунд) нажатии кнопок селектора каналов [] и [].

11. НЕДОСТАТКИ

С позиций российских пользователей главных пороков у трансивера GX300 имеется только два:
– отсутствие режима частотной модуляции,
– узкий диапазон рабочих частот.
В качестве других, относительно менее существенных минусов можно отметить такие недостатки как:
– непригодность морского диапазона частот для использования в РФ,
– несоответствие приоритетного канала частоте аварийной службы,
– относительно низкая мощность передатчика (4 Вт),
– ограниченная ремонтопригодность из-за проблем с заменой CPU,
– уязвимость для влаги микрофонного разъёма,
– большое несоответствие между мощностью громкоговорителя и УМЗЧ (0,5/2,5 Вт). Например, в морском трансивере ICOM IC-M402 это соотношение составляет 4/4,5 Вт.


2. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Трансивер GX300 был спроектирован фирмой TTI как специальное РЭС, предназначенное для эксплуатации в двух вариантах применения – морском и мобильном. Исходя из поставленной задачи, все конструктивные особенности этого аппарата обусловлены требованиями защиты от комплекса дестабилизирующих факторов, действующих на морскую и сухопутную возимую аппаратуру.
Так, например, при эксплуатации РЭС в условиях морского тропического климата характерны отказы, связанные с коррозионными процессами в электрических соединениях – нарушение электрических контактов (обрыв), ухудшение сопротивления изоляции (утечка, пробой), коррозия металлических элементов конструкции, набухание и гидролиз органических материалов, биоповреждения плесенью.
При эксплуатации РЭС на борту транспортного средства должны быть обеспечены виброударопрочность, пылевлагостойкость, защита от попадания внутрь насекомых.
Конструктивные особенности трансивера GX300, используемые в нём материалы и компоненты в определённой степени соответствуют таким требованиям. Более того, вполне очевидно, что для аппаратуры гражданского диапазона трансивер с уровнем защиты оболочки IP55 является изделием уникальным.
В этой связи необходимо заметить, что Австралия, для которой и предназначался трансивер GX300, имеет собственный исключительный опыт разработки КВ-УКВ аппаратуры. Достаточно упомянуть компании CODAN и Q-MAC – абсолютных мировых лидеров по продаже связного оборудования военного и коммерческого назначения, работающего в экстремальных климатических условиях от Антарктиды до Сахары.
Любой здравомыслящий пользователь не станет возражать против высокой надёжности аппаратуры. Весь вопрос состоит лишь в том, сколько он за это согласен платить. Поэтому можно сколько угодно превозносить достоинства GX300, однако, принимая во внимание его более чем скромные возможности (40СН–АМ–4Вт), факт останется фактом: в России этот аппарат не соответствует потребностям широких кругов пользователей СиБи.
Здесь надо сделать оговорку: не соответствует…если рекламировать GX300 на фоне многофункциональных многосеточных СиБи трансиверов. Но ситуация может существенно измениться и даже стать выигрышной, если позиционировать GX300 как радиостанцию особого класса, рабочие частоты которой «удачно совпадают» с гражданским диапазоном.
В этом случае спрос на товар не окажется нулевым – на него обязательно обратят внимание, и продукт будет востребован среди определённого количества водителей-дальнобойщиков, автотуристов, туристов-водников, жителей удалённых регионов – всех, кому необходимы доступные средства связи, обладающие повышенной надёжностью и ресурсом.


24. 01. 2008г. А. Соколов

E-mail: vectorservis@bk.ru
yury_lo
Участник
Offline1.1
с янв 2008
Жодино, Беларусь
Сообщений: 169

Дата: 25 Окт 2008 15:28:31 #  

ниасилил
valevy
Участник
Offline3.2
с дек 2005
KO85RQМосква 145.625 RN3AVW
Сообщений: 1022

Дата: 25 Окт 2008 15:55:48 #  

В Москве основной автоканал это всё-таки МСС С19е FM (27.185),поэтому как ни крути для нас эта техника никак не актуальна...
nostromo
Участник
Offline2.2
с июн 2007
Азербайджан
Сообщений: 609

Дата: 25 Окт 2008 16:18:32 #  

и продукт будет востребован среди определённого количества водителей-дальнобойщиков, автотуристов, туристов-водников, жителей удалённых регионов – всех, кому необходимы доступные средства связи, обладающие повышенной надёжностью и ресурсом.

громко сказано.Особенно улыбнуло надёжность и ресурс.

И для чего стока писанины............так и не понял.Хотя всё и не читал.Качество вышеупомянутой "фирмы" известно.Посему.......больше похоже на рекламную акцию.Более убогих изделий не встречал.Ну разве что......Алан 100+.Может быть эта фирма и найдёт своих покупателей,но думаю.......не на долго.Один раз мне стоило взять в руки изделие данного производителя и.......всё стало понятно.Если ничего лучше не держал в руках,то и это сойдёт.
юра1
Участник
Offline4.8
с янв 2008
сиби-рь 302RS027
Сообщений: 1063

Дата: 25 Окт 2008 23:44:34 #  

http://www.gme.net.au/public/images/products/gx300_f.jpg
а вот и оно это чудо GX300.
ВЕТЕР
Участник
Offline1.9
с фев 2008
Сообщений: 96

Дата: 26 Окт 2008 02:31:33 #  

Если ничего лучше не держал в руках,то и это сойдёт.
держал разное. эти - обыкновенные станции без особых претензий

а вот и оно это чудо GX300.
морская? я что-то не припомню наземных в белом корпусе
shadows_x
Участник
Offline3.2
с фев 2007
ХМАО-Югра
Сообщений: 603

Дата: 26 Окт 2008 08:37:16 · Поправил: shadows_x #  

Обычная СВ (со спецификой под Австралию), в "водозащищеном" исполнении с весьма посредственными параметрами.
http://www.gme.net.au/public/images/products/gx300_s.jpg
смотреть тут
dromanoff
Участник
Offline1.9
с янв 2005
Московская обл. Реутово
Сообщений: 882

Дата: 27 Окт 2008 09:36:11 #  

Top Secret

Вопрос.
Это просто для ознакомления или есть какие-то другие интересы?
В общем как уже сказано было выше да и в самом описании это изделие не приминимо, даже для водителей дальнобойщиков ибо на 19С надо работать в FM, неговоря уже о радиолюбителях, которым необходимо SSB.
По поводу надежности, в руках недержал - не знаю, но вполне допускаю, что "убить" ее посложнее чем обычную СВшку, да и габариты подкупают.
Однако в наших условиях, повторюсь, она не применима.
KSVnn
Участник
Offline2.3
с сен 2006
Нижний Новгород
Сообщений: 2208

Дата: 27 Окт 2008 10:10:25 #  

Top Secret
Спасибо, хороший обзор. Были бы картинки, потянул бы на отлично.
Непонятна реакция зала. Человек поделился отчетом о проделанной работе, честно написал: в России этот аппарат не соответствует потребностям широких кругов пользователей СиБи. , но спрос на товар не окажется нулевым
dromanoff
ибо на 19С надо работать в FM только в Москве.
Однако в наших условиях, повторюсь, она не применима. а в наших применима.
Dart
Участник
Offline3.4
с мая 2006
http://vrtp.ru
Сообщений: 761

Дата: 27 Окт 2008 10:15:40 #  

Так уже когдато обсуждали её... Пришли к выводу если в пределах пятёрки то я куплю :)
Top Secret
Участник
Offline3.0
с ноя 2006
Москва
Сообщений: 1749

Дата: 27 Окт 2008 20:05:50 · Поправил: Top Secret #  

dromanoff, KSVnn
А могу передать так...
Шариков
Участник
Offline2.8
с фев 2006
Пречистенка
Сообщений: 781

Дата: 27 Окт 2008 21:35:04 · Поправил: Шариков #  

Мне нравятся GX300 и ТХ2700. Даже получил от разработчика (это вовсе не TTI) предложение о разработке и производстве с АМ/ЧМ 400 каналов 0+5КГц. Но что-то-как-то-где-то... да и кризис маячит. Дороговато, одним словом.
Тор, первая редакция была более концептуальна ;)
Top Secret
Участник
Offline3.0
с ноя 2006
Москва
Сообщений: 1749

Дата: 28 Окт 2008 09:56:34 #  

Шариков
В чем дело?..
Рассвет
Участник
Offline3.0
с мар 2005
Москва
Сообщений: 132

Дата: 09 Авг 2009 03:29:29 · Поправил: Рассвет #  

Это ?





Краткое описание автомобильной радиостанции TTI GX300.

Представляем Вашему вниманию новинку от фирмы TTI, выпуска 2008 года.

Радиостанция GX-300 выполнена в водозащищённом корпусе, с учётом работы в различных климатических условиях.

Ввиду минимальных размеров, радиостанция подходит для установки в любом автомобиле, даже с минимально возможными установочными площадями.

40 каналов обеспечивают бесперебойную работу радиостанции совместно с аналогичными станциями, работающих в режиме АМ. Возможность контроля двух запрограммированных каналов(DW), сканирование(SCAN), выбор приоритетного канала(PRI), а также акустический фильтр(NL), делают незаменимой радиостанцию на данный момент.

Расположение внутреннего динамика на передней панели, не позволит Вам пропустить сообщение абонента даже при громко работающей автомагнитоле. Джековое соединение тангенты с радиостанцией обеспечит работу на уровне профессиональных станций.


Технические характеристики TTI GX300

Диапазон частот 26.965-27.405МГц
Вид модуляции AM/FM
Число каналов 40
Мощность передатчика 4 Вт
Питание 13,8 В
Габариты 165x65x55 мм
Вес 450 гр.


1. Что-то непонятно в описании AM или AM|FM ? -/+ ?
2. Дизайн похож на Моторолу ГМ300 +
3. цена не порадовала 4.600 руб. в Москве -
4. Возможность работы в Российской сетке ? -/+ ?

вот ещё фотка

valevy
Участник
Offline3.2
с дек 2005
KO85RQМосква 145.625 RN3AVW
Сообщений: 1022

Дата: 09 Авг 2009 22:29:20 #  

1. Что-то непонятно в описании AM или AM|FM ? -/+ ?
Да что-уж тут непонятного, у ней на морде доходчиво написанно АМ трансивер...
Вобщем очередное подтверждение концептуального убожества Си-Бишной техники...
А внешне конечно хороша!
Реклама
Google
 

Создавать сообщения могут только зарегистрированные участники форума.
Войти в форум :: » Логин » Пароль
 
Начало
Время загрузки страницы (сек.): 0.024; miniBB®
Магазин раций, антенн и аксессуаров. Много Си-Би техники.