Александр Соколов
ОБЗОР
трансивера GX300
По заказу
ООО «Оптим-Связь»
Москва, 2008 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
1. ВВЕДЕНИЕ 3
2. ИНФОРМАЦИЯ О МОДЕЛИ И СИТУАЦИЯ ВОКРУГ НЕЁ 5
3. УПАКОВКА 10
4. ВНЕШНИЙ ВИД 11
5. КОНСТРУКЦИЯ, ПЕЧАТНАЯ ПЛАТА, ЭЛЕМЕНТНАЯ БАЗА 13
6. ТАНГЕНТА 15
7. СХЕМОТЕХНИКА ОСНОВНЫХ УЗЛОВ 17
8. МЕНЮ И ОСОБЕНОСТИ ФУНКЦИЙ 25
9. РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТИРОВАНИЯ 25
10. ДОСТОИНСТВА 27
11. НЕДОСТАТКИ 27
12. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
1. ВВЕДЕНИЕ
1.1. В настоящем обзоре рассматривается образец мобильного СиБи трансивера модели GX300 (Рис. 1), произведённого корейской компанией TTI Tech Co., Ltd.
1.2. Изделие было передано автору 10.01.2008 г. курьером ООО «Оптим-Связь».
1.3. При получении изделие находилось в фирменной упаковке и было снабжено следующим комплектом принадлежностей:
– трансивер GX300 S/N 70700120, 1 шт.,
– шнур питания, 1 шт.,
– гарнитура MC-502B, 1 шт.,
– винты-барашки, 2 шт.,
– кронштейн монтажный (пластмассовый), 1 шт.,
– винты, 4 шт.,
– брошюра "Instruction Manual" на английском языке, на 12-ти страницах, 1 шт.,
1.4. Трансивер не имел дефектов внешнего вида, находился в работоспособном состоянии и по умолчанию обеспечивал следующие основные технические характеристики:
— рабочие частоты, МГц 26.965 – 27.405
— количество каналов (сеток) 40 (1)
— вид модуляции АМ
— выходная мощность передатчика, Вт 4
В тот же день автором от ООО «Оптим-Связь» был получен по электронной почте zip-файл объёмом 240 кб, содержащий принципиальную электрическую и монтажную схемы трансивера и его Part-List на 263 позиции.
Рис.1. Мобильный трансивер GX300.
2. ИНФОРМАЦИЯ О МОДЕЛИ
И СИТУАЦИЯ ВОКРУГ НЕЁ
Мобильный трансивер GX300 можно назвать секретным изделием двойного назначения. Конечно, это шутка, тем не менее, – почему «секретным» и «двойного»?
Двойное назначение обусловлено тем, что GX300 может работать в двух диапазонах частот – австралийском гражданском и австралийском морском.
Для СиБи в Австралии выделена сетка из 40 каналов в полосе частот 26.965 – 27.405 МГц . Нетрудно заметить, что это те же частоты (Таблица 1), которые разрешены к применению Европейской конференцией почт и электросвязи (CEPT) и широко используются в Европе, а также во многих странах мира. В России упомянутую сетку принято называть «центральной» и обозначать её буквой «С» (Yosan, Maycom, MegaJet), «D» (Alan, Intec) или «E» (Dragon).
Таблица 1
ЧАСТОТЫ АВСТРАЛИЙСКОГО ГРАЖДАНСКОГО ДИАПАЗОНА 27 МГц.
В Австралии на СиБи разрешено работать только в режимах АМ (А3Е) и SSB (J3E) мощностью не более 4 Вт. СиБи связью оснащён почти весь автотранспорт: грузовики и трейлеры, топливозаправщики и рефрижераторы, такси и внедорожники, самосвалы и перевозчики скота.
Особую группу пользователей составляют водители-дальнобойщики, работающие на австралийских автодорожных поездах «Роуд трейн» и снабжающие всё западное побережье. Поезд состоит из 3-4 двухэтажных прицепов общей длиной 50-70 метров и крепко стоит на 72-100 колесах. Мощный тягач способен тянуть до 500 тонн груза. Эта громада несётся со скоростью 120 км в час и на его пути лучше не попадаться – тормозная дистанция составляет около километра.
А вокруг «off road» – ни населенных пунктов, ни железных дорог, только сотни тысяч квадратных километров раскалённых солнцем песка, камней и одинокий щит, предупреждающий, что следующая заправка будет через 1100 км. Если техника подведёт и машина остановится, то без радиосвязи водитель обречён на верную гибель среди выжженной пустыни.
2.2. Австралийский морской диапазон 27 МГц почти примыкает к СиБи и занимает полосу частот 27.680-27.980 МГц, где имеются 10 АМ каналов (Таблица 2). Их применяют для связи в прибрежных водах, акваториях портов, озёрах и реках. Морская рация обязательно имеется на любом катере, яхте, водном такси, прогулочном или рыболовецком судне. В необходимых ситуациях эти частоты используют и крупные корабли, паромы, буксиры, портовые, гидрографические и спасательные службы.
Таблица 2
ЧАСТОТЫ АВСТРАЛИЙСКОГО МОРСКОГО ДИАПАЗОНА 27 МГц.
На январь 2008 г. в Морском Регистре Австралии было зарегистрировано 10 тысяч активных судов, имеющих длину корпуса свыше 24 м. Более мелкие суда не подлежат обязательной регистрации, поэтому их количество вообще никто не подсчитывал. Согласно требованиям безопасности любое судно, отплывающее от берега дальше 2 миль, обязано иметь на борту морскую рацию (мобильный телефон не признаётся средством связи).
Как сообщают австралийские источники, новый трансивер GX300 понравился судоводителям маломерного флота, поэтому его продажа осуществляется весьма успешно. Трансивер обеспечивает уверенную связь между судами, находящимися на удалении 10-15 миль. Несмотря на то, что показатель дальности в два раза уступает 25 Вт трансиверам морского диапазона 156,050-162.025 МГц, в большинстве случаях такая связь вполне себя оправдывает. Кроме того, оборудование на 27 МГц существенно дешевле и для его использования оператору не требуется наличия сертификата MROVCP.
Модификации трансивера GX300, “прошитые” на нестандартные частоты, поставляются на экспорт в Новую Зеландию (26/27 МГц), Южно-Африканскую республику (27/29 МГц), другие страны региона, а также Америку и Европу.
2.3. Наконец, о «секретности».
Согласитесь, странно выглядит ситуация, когда на официальном сайте TTI полностью отсутствует информация о производимом продукте.
Если же открыть одну удивительную страницу , то перед нами предстанет непонятный фотоснимок: фрагмент какого-то радиоустройства с логотипом «GME», залепленный обрывком бумаги (Рис. 2).
Рис. 2. Загадочная страница на сайте компании TTI Tech Co., Ltd.
Глядя на такое непотребство, возникает мысль об оплошности администратора сайта. Однако возможно, что за этим скрывается следующая коллизия: компания GME потребовала от TTI не размещать на своём сайте информацию о модели GX300. TTI подчинилась, однако, желая выразить недовольство, выложила несимпатичное фото с аббревиатурой GME.
Данный логотип (Рис. 3) принадлежит крупной австралийской компании GME Electrophone, являющейся лидером на рынках навигационного и коммуникационного оборудования на территории всего Азиатско-Тихоокеанского региона и даже мира.
Рис. 3. Варианты графического логотипа (товарного знака) компании GME Electrophone.
Компания GME основана в 1950 г., её головной офис расположен в Сиднее, сайт находится по адресу
http://www.gme.net.au/. В настоящее время фирма работает по многим направлениям, связанным с разработкой, производством и эксклюзивной дистрибуцией различного оборудования. Вот лишь некоторые из этих направлений:
– наземные и морские радиостанции,
– судовые AM/FM стерео приёмники и CD/MP3 плееры,
– радио- и телевизионных антенны,
– телефонные системы внутрисудовой связи,
– судовая акустика (дополнительные и рупорные динамики, стереоколонки),
– телеметрическая аппаратура,
– аварийные радиобуи и радиомаяки,
– разработка программного обеспечения,
– GPS-оборудование американской фирмы Garmin,
– телевизионное оборудование под брендом Kingray (фильтры, диплексёры, сплиттеры, усилители, инжекторы, модуляторы, источники питания).
Стиль компании – значительные инвестиции в технологию производства, передовые разработки в области дизайна, требовательный контроль качества продукции, тесное сотрудничество с ведущими мировыми производителями телекоммуникационного оборудования, инновации в обслуживании клиентов. Все производственные мощности компании сертифицированы на соответствие требованиям международных стандартов ISO9001.
Более полугода трансивер GX300 продаётся на площадках электронной коммерции Австралии и Новой Зеландии, по средней цене 150 AU$, успешно конкурируя со следующими моделями радиостанций австралийского гражданского и австралийского морского диапазона 27 МГц:
– GX294 (10 морских каналов),
– ТХ822 (40 каналов СиБи),
– ТХ835 (40 каналов СиБи),
– Uniden MC 2800 (10 морских каналов),
– Axix MA2710 (10 морских каналов),
– Navman MCB 7270 (10 морских + 40 СиБи каналов).
Перечисленные трансиверы представлены на Рис. 4. Один из них (ТХ822) широко известен в России под маркой Dragon-407MK4. Однако это отнюдь не аналог, выпускаемый под другим брендом. В GME-версии отсутствует режим FM и применяется процессор с другой «прошивкой»: вместо аварийного канала CH9 запрограммирован СН8 – вызывной канал австралийских дальнобойщиков.
Рис. 4. Основные модели трансиверов СиБи и 27 МГц морского диапазона на австралийском рынке:
1 – Axix MA2710; 2 – GX294; 3 – Navman MCB 7270; 4 – ТХ835; 5 – ТХ822.
3. УПАКОВКА
Радиостанция упаковывается в красочно оформленную картонную коробку (Рис. 5), на которой нанесена следующая текстовая и графическая информация: наименование товара, его изображение (чёрный и белый варианты корпуса), иллюстрации практического применения изделия на борту автомобильного и морского транспортного средства, краткий перечень функциональных возможностей, название фирмы-производителя и штрих-коды.
Внутри коробки располагаются картонные вкладыши для укладки трансивера и его принадлежностей.
Рис. 5. Упаковочная тара трансивера GX300.
4. ВНЕШНИЙ ВИД
Для подавляющего большинства российских пользователей дизайн трансивера GX300 покажется весьма непривычным, свежим и наверняка вызовет неподдельный интерес. Примерно так же люди реагируют на радиостанцию Cobra 75WXST, которая выполнена в форме и размерах обычной тангенты.
В качестве примера достаточно сравнить GX300 с широко известным и популярным трансивером Maycom НМ-27D (Рис. 6).
Рис. 6. Сопоставление GX300 и с традиционным дизайном Maycom НМ-27D.
Внешний вид GX300 выдержан в стилистике радиостанций международного морского VHF диапазона (Рис. 7): компактный дизайн, хорошая эргономика, большой легко читаемый ЖК-дисплей, элементы герметизации.
Рис. 7. Трансиверы морского диапазона 156,050-162.025 МГц:
1 - Standard GX2350; 2 - Icom IC-M402; 3 - Navicom RT-450DSC (модификации).
Уменьшенные размеры и вес станции, механическая прочность и пылевлагозащищённость её корпуса и гарнитуры позволяют не предъявлять никаких особых требований к местам установки.
Подсвечиваемые кнопки управления, информативный и большой (55х30 мм) ЖК-дисплей (Рис. 8) позволяют комфортно работать при любом внешнем освещении.
Рис. 8. Ночной дизайн GX300.
На задней панели трансивера (Рис. 9) расположены:
– гнездо [ANTENNA] типа PL (SO-239) для подключения антенны,
– гнездо [EXT] (3,5 мм) для подключения внешней акустической системы или головных телефонов,
– ввод шнура питания. Шнур имеет длину 1,8 м, снабжён 2-pin разъёмом и держателем для предохранителя на номинальный ток 2 А,
– самоклеющийся стикер со следующей информацией: тип изделия, его серийный номер, название страны изготовления, знак соответствия продукции требованиям российских ГОСТов (логотип «Ростеста» с кодом органа сертификации – РОСС МЕ63), знак соответствия требованиям австралийского департамента связи (логотип «Australian Communications Authority – «класс №9»).
Рис. 9. Вид задней панели.
5. КОНСТРУКЦИЯ, ПЕЧАТНАЯ ПЛАТА,
ЭЛЕМЕНТНАЯ БАЗА
Поскольку изначально прототип GX300 разрабатывался в морском варианте, то все особенности конструкции этой модели следует оценивать с позиций специализированного оборудования. Например, если производитель гарантирует соответствие трансивера стандарту IP55, то это означает, что аппарат защищен:
– от мелкодисперсной пыли частично,
– от водяных струй под небольшим давлением со всех сторон.
Необходимо признать, что ни одна обычная мобильная СиБи радиостанция не способна выдержать такие испытания и будет быстро выведена из строя.
Корпус трансивера (Рис. 10) состоит из двух частей, внутри каждой из которых установлена печатная плата с радиоэлементами. На передней плате смонтирован электронный узел управления, а на задней приёмо-передающий тракт. Передняя часть корпуса изготовлена из ударопрочного полистирола толщиной 4,5 мм, задняя литая из металлического сплава и используется в качестве эффективного теплоотвода для мощных транзисторов и микросхемы УМЗЧ.
Рис. 10. Вид трансивера GX300 изнутри.
По всему периметру прилегающей поверхности корпуса имеется канавка с уложенной в неё уплотнительной прокладкой круглого сечения из резиноподобного полимера. Концы прокладки заделаны с взаимным перекрытием и проклеены герметиком. При сборке трансивера происходит соединение межплатного разъёма, после чего корпус стягивается семью винтами, снабженными герметизирующими шайбами.
Другие зоны возможного проникновения влаги также выполнены в особом исполнении. Например, ввод шнура питания залит герметиком, антенный разъём применен типа SO239D – с глухим центральным гнездом, разъём для подключения внешнего громкоговорителя снабжен двойной силиконовой заглушкой, толкатели кнопок и оси переменных резисторов имеют соответствующую заделку.
Герметичность аппарата со стороны передней панели обеспечивается применением влагоустойчивого громкоговорителя с полипропиленовым диффузором (Рис. 11), который не только не боится воды, но и препятствует её попаданию внутрь корпуса.
Рис. 11. Громкоговоритель с полипропиленовым диффузором.
Наиболее уязвимым местом является, расположенное на передней панели, микрофонное гнездо типа RJ-6P6C, ниже которого имеется щель шириной 3 и протяжённостью до 20 мм, через которую вода легко может попасть внутрь трансивера. Не случайно разработчик, гарантировав степень защиты изделия IP55, предупреждает: «less connectors» (кроме разъёмов). Чтобы хоть как-то предотвратить попадание воды в микрофонное гнездо, на шнуре тангенты предусмотрели резиновую